Региональный ресурсный центр по работе с детьми,имеющими особенности развития
+7(3462) 23-21-32 (доб. 3203), resurs_centre@surgpu.ruпн.-пт. с 9 до 17ч. Перейти на основной сайт

Диссеминация опыта

Инфраструктуру коррекционных школ обновят в рамках реализации нацпроекта «Образование»

27 февраля в Министерстве просвещения Российской Федерации состоялось первое заседание Совета руководителей отдельных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам (Совет). Мероприятие провёл директор Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минпросвещения России Е. А. Сильянов.

Е. А. Сильянов информировал, что в рамках реализации национального проекта «Образование» пройдёт обновление инфраструктуры сети коррекционных школ.

– Одним из достижений за последние годы мы считаем то, что удалось остановить процесс массового закрытия коррекционных школ, который наблюдался 3–5 лет назад. Последние два года не закрыта ни одна коррекционная школа. Каким мы видим будущее коррекционных школ? Во-первых, помимо обучения детей с особыми образовательными потребностями коррекционные школы должны стать учебно-методическими ресурсными центрами, оказывающими методическую помощь учителям и психолого-педагогическую помощь детям и их родителям. Во-вторых, в рамках реализации национального проекта «Образование» мы планируем обновить инфраструктуру всех коррекционных школ. В этом году почти 200 коррекционных школ из 43 регионов получат субсидии из федерального бюджета. К 2024 году в мероприятии поучаствуют 800 коррекционных школ – почти 50 процентов от общего количества. На это предусмотрено по 1 миллиарду рублей ежегодно, – заявил Е. А. Сильянов.

В ходе заседания Т. А. Соловьёва, директор Института детства Московского государственного педагогического университета, сопредседатель Всероссийского союза дефектологов, и Г. В. Крюков, исполнительный директор Всероссийского союза дефектологов, информировали членов Совета о деятельности Всероссийского союза дефектологов (первой российской профессиональной ассоциации специалистов в области коррекционной педагогики и специальной психологии).

Также было заявлено, что осенью 2019 года в Москве пройдёт III Всероссийский съезд дефектологов.

Справочно

В настоящее время в России функционируют 1664 коррекционные школы, в которых обучается 540 993 ребёнка с ограниченными возможностями здоровья. Минпросвещения России утверждён федеральный перечень общеобразовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Совет руководителей отдельных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, учреждён Министерством просвещения Российской Федерации приказом № 41 от 24 января 2019 г.

Источник: Минпросвещения России https://edu.gov.ru/press/1194/infrastrukturu-korrekcionnyh-shkol-obnovyat-v-ramkah-realizacii-nacproekta-obrazovanie/

 

Диссеминация опыта:

Тиражирование опыта проекторной деятельности  опорных реабилитационных и образовательных центров, обеспечивающих работу с детьми, имеющими особенности развития практико-ориентированный проект-«Мы знаем, где живет добро».

Проведена экспертиза АООП  НОО, обучающихся с умственной отсталостью: «Диагностика речевых нарушений у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

Программно-методическое обеспечение

Комплексное сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра. Сборник материалов III Всероссийской научно-практической конференции, 28—30 ноября 2018 г., г. Москва / / Под общ. ред. А.В. Хаустова. М.: ФРЦ ФГБОУ ВО МГППУ, 2018. 257 с.

Организация консультативно-диагностической работы с семьями, воспитывающими детей с РАС. Методические рекомендации. Манелис Н.Г., Панцырь С.Н., Хаустов А.В., Комарова О.П. / Под общ. ред. А.В. Хаустова, Н.Г. Манелис. М.: ФРЦ ФГБОУ ВО МГППУ, 2018. 85 с.

Рекомендации по комплексному сопровождению семей, воспитывающих детей с синдромальными формами РАС. Синдром умственной отсталости, сцепленной с ломкой хромосомой Х. Методические рекомендации. Тюшкевич С.А., Переверзева Д.С., Мамохина У.А., Данилина К.К., Салимова К.Р., Горбачевская Н.Л. / Под общ. ред. А.В. Хаустова. М.: ФРЦ ФГБОУ ВО МГППУ, 2018. 121 с. 

Сенсорные особенности детей с расстройствами аутистического спектра. Стратегии помощи. Методическое пособие. Манелис Н.Г., Никитина Ю.В., Феррои Л.М., Комарова О.П. / Под общ. ред. А.В. Хаустова, Н.Г. Манелис. М.: ФРЦ ФГБОУ ВО МГППУ, 2018. 70 с.

Примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей раннего и дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра (проект)

Модель комплексного сопровождения детей с тяжелыми множественными нарушениями развития, в том числе с расстройствами аутистического спектра. Методическое пособие. Авторы-составители: Филатова И.А., кандидат педагогических наук, доцент, директор Института специального образования ФГБОУ ВО «УрГПУ»; Каракулова Е. В., кандидат педагогических наук, доцент кафедры логопедии и клиники дизонтогенеза ФГБОУ ВО «УрГПУ». Екатеринбург, 2017.

Адаптация учебных материалов для обучающихся с расстройствами аутистического спектра. Методическое пособие. Загуменная О.В., Хаустов А.В., Богорад П.Л. Адаптация учебных материалов для обучающихся с расстройствами аутистического спектра. Методическое пособие / Под общ. ред. А.В. Хаустова. М.: ФРЦ ФГБОУ ВО МГППУ, 2017. 80 с.

Реализация ФГОС начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в организациях, осуществляющих обучение детей с расстройствами аутистического спектра. Методическое пособие. Загуменная О.В., Белялова О.А., Береславская М.И., Богорад П.Л., Стальмахович О.В., Чистякова Л.А. Реализация Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в организациях, осуществляющих обучение детей с расстройствами аутистического спектра. Методическое пособие / Под общ. ред. Хаустова А.В. М.: ФРЦ ФГБОУ ВО МГППУ, 2017. 141 с.

Организация работы с родителями детей с расстройствами аутистического спектра. Методическое пособие. Манелис Н.Г., Волгина Н.Н., Никитина Ю.В., Панцырь С.Н., Феррои Л.М. Организация работы с родителями детей с расстройствами аутистического спектра. Методическое пособие / Под общ. ред. А.В. Хаустова. М.: ФРЦ ФГБОУ ВО МГППУ, 2017. 94 с.

Комплексное сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра. Сборник материалов II Всероссийской научно-практической конференции, 22—24 ноября 2017 г., г. Москва

Специальный выпуск журнала «Психологическая наука и образование» - «Аутизм. Российский квадрат: диагностика, ранняя помощь, образование, жизнь в обществе» (№3, 2016)

Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с расстройствами аутистического спектра. Методическое пособие. Хаустов А.В., Богорад П.Л., Загуменная О.В., Козорез А.И., Панцырь С.Н., Никитина Ю.В., Стальмахович О.В. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с расстройствами аутистического спектра. Методическое пособие / Под общ. ред. Хаустова А.В. М.: ФРЦ ФГБОУ ВО МГППУ, 2016. 125с.

Формирование жизненных компетенций у обучающихся с расстройствами аутистического спектра. Методическое пособие. Манелис Н.Г., Аксенова Е.И., Богорад П.Л., Волгина Н.Н., Загуменная О.В., Калабухова А.А., Панцырь С.Н., Феррои Л.М. Формирование жизненных компетенций у обучающихся с расстройствами аутистического спектра. Методическое пособие / Под общ. ред. Хаустова А.В. М.: ФРЦ ФГБОУ ВО МГППУ, 2016. 57 с.

Комплексное сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра. Сборник материалов I Всероссийской научно-практической конференции, 14—16 декабря 2017 г., г. Москва

- Использование методики оценки базовых речевых и учебных навыков (ABLLS-R). Методическое пособие

Разработка адаптированной образовательной программы обучающегося с РАС в начальной школе. Методические рекомендации. Гончаренко М.С., Манелис Н.Г., Семенович М.Л., Стальмахович О.В. Адаптация образовательной программы обучающегося с расстройствами аутистического спектра. Методическое пособие / Под общей ред. Хаустова А.В., Манелис Н.Г. - М.: ФРЦ ФГБОУ ВО МГППУ, 2016. - 177с.

Разработка специальных образовательных условий для детей, имеющих нарушения в развитии аутистического спектра, в ДОУ. Методические рекомендации

Формирование навыков речевой коммуникации у детей с РАС. Методическое пособие. Хаустов А.В. Формирование навыков речевой коммуникации у детей с расстройствами аутистического спектра. – М.: ЦПМССДиП. – 87 с.

Источник: https://autism-frc.ru/work/programs

Образовательные программы для обучающихся с ОВЗ,
разработанные Опорными образовательными центрами по реализации инклюзивного и совершенствованию специального образования в ХМАО – Югре

 

Рекомендации по формированию учебных планов на 2017-2018 учебный год, в соответствии с ФГОС образования обучающихся с ОВЗ


Дата редактирования: 15.03.2019